Нацпроект «Образование»: организация наставничества в школе
В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации.
Место наставничества в современном образовании
Для начала приведем две главные цели заявленного нацпроекта:
- Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
- Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к социальным характеристикам: мир-SPOD и мир-VUCA. Как утверждают эксперты, долгое время мы жили в мире SPOD, что значит Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite (определенный). В данных условиях выпускники школ и ВУЗов знали свою жизнь наперед. Сейчас произошел переход к миру VUCA — то есть к жизни Volatility (нестабильной), Uncertainty (неопределенной), Complexity (сложной), и Ambiguity (неоднозначной). В этих условиях помимо привычных контекстных и предметных навыков людям крайне необходимы экзистенциальные навыки. Однако окружающая действительность меняется так быстро, что у людей не хватает времени и ресурсов самостоятельно знакомиться со своим «Я», искать личные цели, формулировать мечты, без которых невозможен успех.
Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.
Наставничество — серьезный, ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация педагога. Не стоит путать наставничество с тьюторством, менторством и коучингом, поскольку они решают разные задачи. Задача наставника – помочь наставляемому реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и наставляемого в совместной работе.
Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования является воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем передачи опыта наставника наставляемому. Акцент наставничества в дополнительном образовании делается на взаимодействие, осуществляемое в неформальной обстановке и несвязанное с официальными отношениями которое позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на ребёнка.
Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставник помогает ребёнку поставить личную цель, формируется готовность к саморазвитию.
Наставляемый – ребёнок, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставническая деятельность – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Основы деятельности:
Нормативно — правовые документы:
Акты Правительства Российской Федерации
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 24.04.2020)
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 24.04.2020)
- Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 01.03.2020)
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (ред. от 27.12.2019)
- Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239)
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271)
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ от 3 апреля 2012 г.)
Приказы Минпросвещения России
- Приказ Минпросвещения России № 467 от 03.09.2019 «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей»
- Приказ Минобрнауки России № 134 от 24.02.2016 «Об утверждении перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей»
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества, обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Методические рекомендации Минобрнауки 03.04.2017 «О механизмах привлечения организаций дополнительного образования детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних»
Документы, регламентирующие деятельность наставника
Положение о многофункциональном наставничестве в СП-ДЮСШ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Глушица
Дорожная карта внедрения программы целевой модели наставничества в СП-ДЮСШ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Глушица на 2024-2025 учебный год (на доработке)
Программа работы с молодыми специалистами «Наставничество» Срок реализации 2021-2024 гг
В СП-ДЮСШ рассматриваются три формы наставничества:
«УЧЕНИК-УЧЕНИК»
«УЧИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ»
«УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»
2024-2025 учебный год
16 ноября на базе СК «Юбилейный» с. Большая Глушица прошел муниципальный этап областного турнира по баскетболу 3х3 среди обучающихся образовательных организаций Самарской области памяти Д.В. Сафронова !
Под руководством педагога дополнительного образования Судариковой Виктории Владимировны прошло судейство игр баскетбола 3х3 с использованием технологии наставничества по форме «учитель-ученик».
Обучающийся — Евгения Перминова на турнире выступила в роли судьи игр!
Судейство — одна из наиболее ответственных ролей при проведении спортивных мероприятий. Его отличает четкое знание правил проведения соревнований, регламента. Чтобы выступать в роли судьи, необходимо уметь быстро принимать решения, отстаивать свою точку зрения, грамотно аргументировать принятые решения. Помогая другим, наставники сами обретают уверенность в своих способностях, формируют профессиональные компетенции.
Использование технологии наставничества в учебно-тренировочном и соревновательном процесах дает положительный эффект физической и тактико-технической подготовленности обучающихся, позволяет повысить интерес детей к занятиям баскетболом.
Так же на играх были задействованы девушки с отделения » Баскетбол» для помощи за секретарским столиком и ведением счета! При проведении соревнований девушки справились со своими обязанностями, грамотно и точно заполнили протоколы, подвели итоги игр в турнирной таблице всех команд!
ПДО: Сударикова В. В.
2023-2024 учебный год
3 октября, в преддверии Дня учителя и Года наставника и педагога, на базе СП-ДЮСШ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Глушица состоялась встреча педагога — наставника Бежуткина Владимира Александровича и педагога-наставляемого Скворцова Романа Алексеевича.
5 октября вместе обучающиеся отделения » Баскетбол» побывали в гостях и высказали словами поздравления и благодарности очень хорошему и опытному наставнику , первому моему тренеру по баскетболу — Кудряшовой Татьяне Владимировне!
ПДО: Сударикова В.В.
В течение сентября-ноября ведётся работа наставника Фирсиной Г. А. с наставляемыми Скворцова Р. А. и Судариковой В. В. в дистанционном режиме на платформе ИКП «Сферум». Решаются вопросы по учебной документации, по проведению занятий, по организации и проведение спортивно-массовых мероприятий.
Наставничество.
Завершившийся год педагога и наставника напомнил всем о том, как много значат люди, ставшие для нас достойным примером. Те, за кем хотелось идти, на кого старались равняться, чьи принципы старались передать другим. У нас в группе «Волейбол»существует традиция, ежегодно старшие ребята берут шефство над вновь прибывшими. Наставники в спорте создают позитивную атмосферу, которая способствует командной работе и дружбе. Объединяет детей, учит их взаимной поддержке и сотрудничеству. Спортивное наставничество поощряет ребят быть самостоятельными в принятии решений и проявлять инициативу. Оно помогает самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их, что важно для личного роста спортсмена. Пример старших товарищей.
ПДО: Астапов Е. В.
Наставничество!
14 июня прошел муниципальный этап соревнований «Высший класс!» среди родителей учащихся образовательных учреждений м.р. Большеглушицкий.
В данных соревнованиях от отделения «Баскетбол» выступала в качестве судьи — Перминова Евгения!
Это не первые соревнования где она принимает участия в качестве помощника тренера, судьи и т.д.
Она качественно и быстро справляется со своими обязанностями и получает опыт!
Спортивное наставничество поощряет ребят быть самостоятельными в принятии решений и проявлять инициативу. Оно помогает самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их, что важно для личного роста спортсмена. Именно поэтому мы стараемся приобщаться старших воспитанников отделения » Баскетбол» к такому взаимодействию как в коллективе команды , так и в коллективе спортшколы!
ПДО: Сударикова В. В.